|
Мерлин знал о волшебстве больше всех живших до него
И больше, чем люди когда-либо узнают.
(Спенсер)
-
Кельтская культура - удивительный сплав раннего христианства
и языческих верований - окончательно формируется к V веку до н.э. Зона её распространения охватывает
Шампань, Баварию, Северную Швейцарию, Чехию. Отсюда, в V - IV веках до н.э. начинается бурное
расселение кельтов по просторам Европы. Они мигрируют на запад, во Францию и Бельгию, а оттуда в
Испанию и Португалию. Несколько позднее начинается выселение кельтов на Британские острова.
|
|
|
Marc Potts, "Rapture" |
Christophe Vacher, "Endless Dream" |
Эскиз Стоунхенджа |
К тому времени кельтская культура и построение общества, а также образ
жизни, законы, боевые обычаи и прочее начинают сильно напоминать свои индийские аналоги. Кельтское
изобразительное искусство стоит уже очень далеко от примитивности, но в то же время сильнейшим образом
отличается, скажем, от греческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознанной абстрактностью,
парадоксальностью, мрачностью. Практически во все периоды своего отдельного существования кельты заметно
выделялись своей религиозностью и сакральностью.
Мировоззрение кельтов
Данные о мифологии континентальных кельтов (а также кельтов
доримской Британии) весьма фрагментарны - черпаются преимущественно из археологических источников
(статуи, рельефы с изображением божеств, остатки культовых сооружений, надписи с посвящениями, надгробными
эпитафиями, монеты). Единственные мифологические системы кельтской мифологии, получившие связное освещение
в повествовательных памятниках местных традиций, - ирландская и валийская (кельтов полуострова Уэльс,
Великобритания.
Пространственная картина мира разработана в кельтской мифологии
преимущественно плоскостно. В вертикальном же ее членении основную роль играет мировое древо. С мировым
древом связан мотив источника, встречающийся в ряде традиций, главным образом ирландской. По одной из них,
источник, вытекающий из Сид Нехтан и дающий начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии), относится к
потустороннему миру и заключает в себе божественную мудрость. Дерево орешника, стоявшее подле него, роняло
иногда в источник орехи, которые, попадая в Бойн, давали отведавшему их полноту знания. Стихия воды,
воплощенная в источниках, оценивалась безусловно положительно, тогда как стихия окружающего океана (особенно
в восточном, северном и северо-западном направлениях) представлялась враждебной, связанной с демоническим
началом.
Модель миропорядка, его неизменности, и обряды, необходимые для его
поддержания символизируют мировые древа crann bethad и их воплощения - центральные столпы Bruiden.
|
|
Кельтское Дерево Жизни |
Художественная работа «Duir – Oak» («Друид - Дуб»), Lisa Laughy |
Кельтскому обществу характерна теснейшая взаимосвязь королевской
власти и общего миропорядка, а также большое количество знамений, прямо связанных с этим. В сагах часто
встречается столь характерный для индийской мифологии мотив огромной силы Правды (ирл. fir flatha).Это
также в первую очередь касалось именно короля, он был связан этим как никто другой, и в сагах неоднократно
встречаются описания несчастий, обрушивающихся на страну в случае нарушения королем этого принципа. С этим
напрямую перекликается и другая ирландская традиция - ужасные последствия сатиры друида (ирл. drui),а позже
- поэта (ирл. fili),следующей за любым несправедливым решением какого-либо вождя.
Друидские атрибуты кельтской культуры
Друидизм считается общепризнанной религиозной системой древних
кельтов. В основе слова "друид" лежит корень "ДР", означающий в некоторых арийских языках дерево
и в первую очередь - дуб.
Считается, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и
предзнаменованиям. Древние литературные свидетельства говорят о потрясающей власти друидов над стихиями:
землей, водой, воздухом, огнем. Друиды были врачами и целителями. Они знали тонкие свойства
лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже присутствием.
|
|
Монумент «Друид» в Чикаго |
Друид, иллюстрация |
Кельтский крест, иногда называемый крестом Ионы или круглым
крестом. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии
до 8 века, возможно, происходит от "Хи-Ро", монограммы из написанных по-гречески первых двух букв
имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа. Часто этот крест
украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека
или жертвоприношение Исаака.
|
|
|
|
Кельтский крест в Новом Орлеане, штат Луизиана, США |
Кельтский крест в Кливленде |
Оригинальный дизайн кельтского креста под названием "Spring Cross" |
Кельтский крест, Англия |
Одним из элементов друидического культа было почитание священных
деревьев: дуба с растущей на нем омелой, тиса, березы, рябины, яблони и др. До сих пор во Франции
и Испании есть населенные пункты, которые восходят к древним обозначениям почитаемых кельтами деревьев:
на этих местах в древности находились святилища или священные рощи.
Так же широко был распространен культ камней и скал. В некоторых
странах до сих пор существуют сохранившиеся с древних времен груды камней (в Ирландии они носили
специальное название "карн") и одиночные или парные огромные валуны, поднятые над землей, а также
дольмены (древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой),
менгиры (вертикально врытые в землю камни) и кромлехи (культовые сооружения в виде круговых оград из
огромных камней), которые отмечали священное место.
|
|
|
Кромлех, Португалия |
Дольмен, окруженый плохо выраженным кромлехом, Северо-Западный Кавказ |
Менгир «de Pleumeur Bodou» |
Христианство не восстало против культа камней - точно так же,
как не восстала в свое время против него и религия древних кельтов, перенявшая этот культ у местного
населения, жившего на территории Галлии еще до переселения туда кельтских племен. Как доказали археологи,
дольмены, менгиры, кромлехи и другие мегалитические (от греч. "мега" - "большой" и "литос" - "камень")
сооружения были построены еще до заселения Галлии кельтами. До сих пор точно не известно, кем были эти
"строители мегалитов", однако исследования показали, что их язык не был близок ни к одному из древних
индоевропейских языков и их духовная культура также была весьма своеобразна.
Самые древние сохранившиеся на территории Европы сооружения -
Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии, насчитывающие несколько тысячелетий, - были созданы
этими неизвестными "строителями мегалитов" и представляют собой храмы Солнца и Луны.
Культура быта
Кельтское искусство на британских островах пышно расцветало именно
в то время, когда уже миновала его кульминация на континенте, где оно постепенно приобретало форму
массового производства среднего качества.
Не монументальная скульптура и архитектура, а художественное
ремесло стало основной отраслью кельтского искусства, которое внесло крупнейший вклад в развитие
Средней и северной Европы. Виртуозная техника обработки с самого начала сочеталась с особым
тяготением к орнаментике и создавала изделия непреходящей ценности.
|
|
|
Teresa Richards-Marshall, кельтская ваза |
Кельтская шкатулка, полированная бронза |
Упоры для книг |
Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив
человеческой маски, иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых
«рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения, заимствован в Средиземноморье и в кельтской среде
прошел различные стадии развития — от форм преувеличенно безобразных к более естественным. Кельтские
маски не представляют собою верных изображений богов или героев и не всегда предназначались для
человеческого лица. Они скорее символы, служащие культовым целям, сильно стилизованы и часто по
размерам гораздо меньше человеческого лица. Кроме того, к нему прибавился мотив "рыбьего пузыря",
как очень характерный кельтский мотив, долго потом пользовавшийся популярностью и заимствованный
также кельтскими скульпторами.
Кельтское ювелирное дело, чеканка и литье металлов вскоре начали
развивать и новые мотивы. С юга были заимствованы некоторые растительные орнаменты, особенно
листовидные пальметки, завитки и цветы лотоса, которые позже комбинировались с рисунком в виде буквы
S (S-образные), образующим различные лировидные узоры, особенно типичные для кельтского искусства.
Эти S-образные узоры, располагаемые рядом или соединенные друг с другом,иногда образуют сплошной ряд,
а иногда два S-образных рисунка соединяются и образуют основной мотив S-образной лиры, часто комбинируемый
еще с пальметами — так называемые лировидные пальметки.
Равно и спираль чем дальше, тем больше проникает в кельтскую орнаментику.
Ею пользуются в различных комбинациях. Она неустанно изменяется, становится массивней, набухает,
приобретает пластичность и трубкообразно расширяется. Возникают правовращающиеся и левовращающиеся формы,
которые в период расцвета кельтского искусства составляют весьма сложные композиции, иногда плоские арабески,
иногда рельефно подчеркнутые членистые формы, вихревые схемы и трех-плечные вихревые узоры (трискелес,
трикветрум). Постепенно появляется новая черта в кельтском искусстве: отход от точной симметрии, являющейся
наследием галштаттского времени, и переход к свободной соразмерности, а иногда даже к асимметричности.
|
|
|
Украшение в кельтском стиле |
Джефри Вудз, кельтская звезда |
Кольцо в кельтском стиле, титаний |
Кельтская орнаментика постепенно была доведена до необыкновенной
виртуозности путем соединения масок различного характера, каплевидных и пузыреобразных узоров, спиралей,
лирообразных рисунков и улиткообразных мотивов в продуманные композиции. Одновременно достигают высокого
уровня и различные способы художественной обработки металлов, что проявляется не только в литье и чеканке,
но и в ажурных и инкрустированных кораллом и эмалью изделиях. И клювовидный кувшин 4 века из Басе-Юте
(Мозель), уже является не привозной, а весьма совершенной кельтской работой, одним из лучших изделий
кельтской торевтики. Рельеф, пластика и гравировка здесь комбинируются с инкрустацией кораллом и эмалью.
Ручке кувшина внизу придана маскообразная форма, вверху — форма звериной, вероятно, волчьей головы. Его
узкая форма несколько напоминает клювовидный кувшин из Галлейн-Дюррнберга (Зальцбург), также относящийся
к 4 веку, богато украшенный как пузыреобразными мотивами и пальметами, так и человеческими головами и
звериными фигурками.
Как сообщает Диодор, кельтский народ любил пеструю одежду, ткани в
полоску и клетку. Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого качества и с пестрыми узорами.
В латенское время женщины любили украшать одежду цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками,
как в древние времена.
Письменность
Кельты пользовались огамическим письмом - алфавитным письмом,
распространенным на территории Ирландии и Великобритании и употреблявшимся для надписей на древнеирландском
и питском языке.
Первоначально огамическое письмо состояло из 20 знаков, позже было
добавлено еще 5. Форма письма: короткие и длинные черточки и точки, располагавшиеся по обеим сторонам
реальной или воображаемой линии. Изобретено древними ирландцами, по-видимому, под влиянием знакомства с
латинским алфавитом.
Буквы огамического письма представляют собой от одной до пяти насечек
(длинных для согласных, коротких для гласных), нанесенных по обе стороны от ребра камня. Так,
означает b, d, f, n соответственно; принцип построения знаков огамического
письма напоминает современные штрих-коды.
Происхождение огамического письма, как и рунического, не вполне ясно.
Возможно, первое развивается из последнего, поскольку рунические и огамические надписи часто встречаются
на одном и том же камне, или же обе эти системы представляют собой латинский алфавит, переписанный
другими знаками, подобно тому как Брайль переводит его в систему выпуклых точек, а азбука Морзе – в
систему точек и тире.
Вместе с христианской религией странствующие монахи-миссионеры
распространяли и христианское письмо. Таким путем полуунциальное письмо перешло в VI столетии в Ирландию,
а оттуда на Британские острова. Римский курсив был совершенно неизвестен в этих станах, поэтому
полуунциальное письмо там имело своеобразную форму, иную, чем на материке.
|
|
|
|
Шрифт Kelt, Adam Hayes and Nick Hayes |
Унциал, использованый в Книге Кельтов (Book of Kells)
– религиозном манускрипте, созданном в 9-том веке в Британки. Сейчас манускрипт находится
в Музее колледжа Святой Троицы, Дублин, Ирландия |
Шрифт KeltRound, Adam Hayes and Nick Hayes |
Ирландский сувенир, кулон, золото и серебро |
Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун и
огамических символов и от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались
часто в угловатые и надломленные. В слитных буквах – лигатурах, - образованных из букв капитального
письма и унциала, замечается смелость выполнения, которая позже наблюдается только в русской вязи.
Орнамент
Историки и искусствоведы отмечают очевидную связь кельтских орнаментов
с орнаментами восточных стран (Индии, Тибета) и с узорами славянскими.
|
|
|
|
Пример татуировки в кельтском стиле |
Серебряное ожерелье в кельтском стиле |
Дизайн Celtic Studies at Aberystwith |
Пример татуировки в кельтском стиле |
Древние кельты верили, что человеческий дух является частицей
мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному
совершенству. Каждый путь — особенный, каждый путь — неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний
и преодолений. Кельтские орнаменты — это символические карты Пути. Законы кельтов строго запрещали
совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов, считая, что их дали боги.
|
|
|
|
Логотип, студия Listowell Celtic Art |
Буквица |
Пример татуировки в кельтском стиле |
Кельтский крест |
Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается
из отдельной нити — нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из
одного элемента в другой, а потом, через множество переплетений, возвращается обратно. Это символ
непрерывности и связи всех вещей во вселенной.
Не случайно один из самых древних кельтских символов — это лабиринт,
символическое отображение человеческого пути. Кельтские лабиринты ведут к центру — духовному началу,
которое присутствует во всем. Много позже английские и ирландские монахи использовали такие орнаменты
в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.
Своим неожиданно ранним расцветом христианское искусство в Ирландии
и на многих британских островах обязано местным источникам. В книжных иллюстрациях переплелись
геометрический криволинейный орнамент кельтского происхождения с германскими "плетеными" изображениями
животных.
Кельтский стиль
Цветовая гамма в кельтском дизайне мрачная и природная – коричневый,
темно-зеленый, бордовый оттенки. Светлые цвета – каменно-серый и холодная гамма океана.
В оформлении часто используют мотив живого дерева с широкой кроной
и переплетенными ветвями.
Но, безусловно, самым важным элементом дизайна в кельтском стиля
является орнамент. Большой круглый орнаментальный элемент часто занимает центральную часть декорируемого
объекта. Много места также отводится широкой плетеной рамке, и обязательно красиво выписанными кельтскими
углами. Нужно отметить, что если в композиции участвует текст (например, оформление страниц книги),
то само оформление зачастую занимает больше площади, чем информация.
|
|
Celtic Pheasant Fantasy by Janet Marshall |
"Черный пегас" автор Bradley W. Schenc |
Один из наиболее известных в мире современных ирландских
художников - Джим Фитцпатрик – автор ряда орнаментированных работ на тему кельтской мифологии.
|
|
Джим Фицтпатрик, "Таилту" |
Джим Фицпатрик, "Путешествие Нуады в Потусторонний мир" |
Плакаты в кельтском стиле Bradley W. Schenck:
|
|
|
Sun Horse, Moon Horse |
Offogerty Harp |
Celtic Knotwork Journal |
Современный дизайн в кельтском стиле:
|
|
|
|
Традиционная шотландская кожаная сумка в кельтском стиле, дизайн Кинлоха Андерсона |
Обручальное кольцо, золото и платина, ручная работа |
Кольцо, дизайн Рея Элси |
Сумка, украшенная кельтским мотивом, дизайн Bradley W. Schenck |
Сайты в кельтском стиле:
|
|
Сайт дизайнера Bradley W. Schenck |
Сайт-галерея DuirWaigh |
|
|