|
- Я человек, - горделиво сказал он, выпячивая грудь и поднимая
свою окровавленную голову. - Да, я hombre, я - майя.
(Дж. Лондон, "Сердца трех")
-
Культура майя полна контрастов и тайн: блестящие математики и
астрономы и примитивные земледельцы, мирные торговцы и воинственные жертвоприносители.
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и
барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна
религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах.
Основные мотивы искусства майя – антропоморфные божества, змеи и маски.
|
|
|
|
Майенская маска Смерти и Возрождения |
Изображение царя майя в руинах Киригуа, Гватемала |
Майенское видение Великого Змея |
Так называемый «майенский рыцарь» |
Мировоззрение майя
Ключевым понятием в системе мезоамериканских религий является
концепция всепроникающей божественной силы. Считается, что с самого своего рождения человек накапливает
«тепло», которое является «силой души»; при вступлении в какую-то религиозную или социально важную
должность, при женитьбе или получении первого и второго имени и т.п. человек приобретает соответствующее
количество «тепла».
Учение о циклах времени играло огромную роль в космологических
представлениях и повседневной жизни индейцев. Древние мезоамериканцы обладали удивительными
астрономическими знаниями. Ещё в конце 1-ого тысячелетия до нашей эры они разработали систему абсолютной
датировки, которая ведёт свой отсчёт от мифической даты сотворения мира в 3114г. до н.э. (эта календарная
система точнее, чем та, которой пользуемся мы). Ещё раньше они изобрели священный 260-дневный календарь,
который позволяет предсказывать солнечные и лунные затмения, а также движение планеты Венера.
|
|
Календарь индейцев мезоамерики, вырезанный на камне весом более 24 тонн |
Календарь майя |
Кровопускание, как особая религиозная практика, составляет характерную
особенность религии. Изображения высокопоставленных лиц, совершающих ритуал кровопускания, представляют
собой одну из популярных тем в искусстве Мезоамерики.
В мифологии индейцев Центральной Америки одним из трёх главных божеств,
богом-творцом мира, создателем человека и культуры, владыкой стихий, богом утренней звезды, близнецов,
покровителем жречества и науки был Кецалькоатль (у индейцев майя - Кукулькан). Он изображался в виде
пернатого змея с человеческой головой. Впрочем, число изображений Кецалькоатля огромно, самое раннее
относится к VIII — V векам до нашей эры. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и
тольтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами.
|
|
Оперенная голова Великого Змея Кецалькоатля |
Борис Валледжо. Змей ацтеков |
Архитектура
Даже в больших городах древних майя монументальная архитектура
представлена в основном церемониальными сооружениями, предназначенными для почитания божеств, такими,
как храмы, площадки, помещения для ритуальной игры в мяч и жилища для жрецов. Скульптура также в
качестве главных своих тем имеет религиозные символы и связи человека с божественным началом.
Для архитектуры майя, особенно в центральном и северном районах,
характерны здания из бутовой кладки с ложным, или "ступенчатым", сводом, облицованных штуком или хорошо
отесанными камнями. Как правило, они представляют собой большие пирамидальные основания, на которых
располагались храмы и платформы и размещались так называемые "дворцы" (сложные комплексы сводчатых
галерей, окружающих внутренние дворы) и другие постройки, включая жилые дома. Скульптурное оформление
зданий осуществлялось в штуке или каменной мозаике и было очень разнообразно; прежде всего украшались
фризы, являющиеся внешней частью сводов; большинство храмов и дворцов дополнялось скульптурными каменными
плитами или панелями, устанавливаемыми на стенах, или же росписями, в которых выделяются повествовательные
сцены и преобладает фресковая техника.
|
|
|
Великая Пирамида в Чичен-Итца |
Руины в Чичен-Итца |
Храм Хочоб |
Постройки майя размещались вокруг площадей с учетом особенностей
местности и в точном соответствии со сторонам света (с отклонением до 10 градусов) или с точками восхода
и захода светил. Таким образом, для архитектуры майя характерен астрономический смысл, поиски гармонии,
связи человека со всем космосом, в том числе и религиозной, поскольку светила рассматривались как воплощения
божеств.
|
|
|
Чичен-Итца |
Схема акрополя в архитектурном комплексе Бонампака |
Реконструкция Тикаля |
Иногда совместно с мастерами письма по камню работали
художники-керамисты. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего
стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики.
Культура быта
В культуре майя были очень популярны высокохудожественные
керамические изделия. Существовало несколько типов керамических сосудов: простые цилиндрические сосуды,
чаши-вазы, блюда и особые блюда - триподы, отличавшиеся от простых наличием ножек-подставок. Классический
керамический сосуд майя полихромно окрашен и, как правило, имеет роспись и/или рельефное изображение
(процарапанное или лепное). Основные цвета окраски - красный, желто-оранжевый, белый и черный, иногда
голубоватый. В науке сложилась традиция группировать керамические сосуды по характеру изображения на них
или по фрагментам текста (так называемые Ik'-style - сосуды с упоминанием в тексте царя области Ik',
современное городище Мотуль-де-Сан-Хосе; или так называемые сосуды в стиле кодексов, "codex style" и
т.д.).
По функциональному назначению четко определяются три группы сосудов.
Во-первых, цилиндрические сосуды и чаши-вазы, в надписи их "основного стандарта" дословно написано
"yuch'ib'", то есть - "для питья". Благодаря надписи среди них можно выделить сосуды для какао -
более глубокие и для кукурузного напитка атоле - помельче. Вторая группа сосудов - блюда для твердой
пищи, подписанные "'u-lak" - "его тарелка" или "'u-we'ib'" - "его [тарелка] для еды". К третьей группе
можно отнести кремационные урны, как правило, не столь изысканно окрашенные и не содержащие в отделке
текста. Есть также иконографические и археологические подтверждения существования палеток для размешивания
краски.
|
|
|
Блюдо трипод. Поздняя классика 600-900 гг. н. э. Обожженная глина |
Цилиндрическая ваза майя |
Ваза майя, позднеклассический период |
Письменность. Кодексы
Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для
фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги
на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования
письменности майя.
|
|
|
Кодекс майя, Британский музей |
Иероглифы майя |
Рельефно вырезаемые знаки, означающие дни |
Основным видом письменных памятников в постклассическое время
являются рукописи-кодексы, среди которых выделяются религиозные и историко-генеалогические.
Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту общества майя, изготавливали
сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались
«гармошкой» под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги
еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский,
Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде
календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые
для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком
умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты
движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным
циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок.
Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне,
раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность,
и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные
знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца,
предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао
или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар.
Стиль майя
Таким образом, самыми узнаваемыми элементами изобразительной культуры
майя является пиктография и комиксы.
Живописи и скульптуре свойственны контурное построение объекта, глубокая
детализация, утрированный геометризм. Изображение людей и животных конструируется из скругленных
прямоугольников, колец, вписанных в квадрат волн.
|
|
Большая курильница из Гватемалы, AD 350-550 |
Реконструкция классического профиля майя, найденного в гробнице Паленке, Мексика. |
В современной интерпретации мы назвали бы подобный стиль
этническо-технократическим. Дизайн под майя оконтуривается характерным волновым орнаментом или рядами
пиктограмм.
|
|
|
|
Современный комнатный фонтан "Кецалькоатль" |
Ли Чубб "Майенская рельефная стена", 1970 г. |
Кольцо с майенским орнаментом. |
Барельеф майя |
Пиктограммы в стиле майя на сайте www.chi-cle.com:
Изображения майя художниками:
|
|
Nancy Diem, Майя |
Fano Gutierrez, Без названия, 1997 |
Поскольку характерное изобразительное искусство майя дошло до наших
дней большей часть в виде барельефов, то в дизайне для пиктограмм или фонов нередко используются
полурельефные изображения. Барельефные пиктограммы в стиле майя на сайте
www.carbon.cudenver.edu/mecha:
Сайт о культуре мезоамерики в стиле майя www.mesoamerica.ru:
|
|