-WERTICAL-
Самая высокая гора на Земле - погасший вулкан Мауна-Кеа (Гавайи). Высота от подножия на дне Тихого океана, до пика - 10 203 м. В 1970 году на его склоне построили самую высокогорную обсерваторию в мире. Так люди достигали предельных целей, найдя свою ВЕРТИКАЛЬ.
  web-студия  
   


 
 
Африканский стиль
 
 
  • Под африканским искусством понимают искусство племен и народностей Тропической (Черной) Африки, которые населяют зону саванн между южной границей Сахары и экваториальными лесами, атлантическое побережье, южноафриканскую саванну, а также юго-восточную часть континента. Основу африканского искусства составляли наскальная живопись, петроглифы, ритуальные статуи и маски, предметы прикладного и придворного искусства.

    Узор на ткани Harlan Simantel Жена масая

    Ткань с африканским рисунком

    Harlan Simantel,
    без названия

    "Жена масая",
    объемная картина

  • До конца XIX века это искусство рассматривалось только с точки зрения эго этнической ценности и относилось к категории «примитивного». Новый взгляд на ритуальную скульптуру и технику петроглифов принесла волна авангардизма 20 гг. XX века. С тех пор его начинают рассматривать исключительно с эстетической точки зрения. В тридцатые годы предпринимаются попытки классификации и стилистического анализа африканской культуры.

Искусство африки Африканский стиль Скульптура догонов Delia Bucin

Обложка книги "Искусство
юго-восточной Африки",
Bernatzik

Обложка книги
«Африканский стиль»,
Stephane Guibourge и
Frederic Morellec

Скульптура догонов,
современный музей
африканского искусства

Delia Bucin,
без названия

  • Выделяют традиционные художественные школы (стили) четырех больших регионов: Западного Судана, Гвинейского побережья, Конголезского бассейна и Восточной Африки, и периоды их развития:

    1. первобытнообщинная эпоха (искусство охотников и скотоводов): наскальная живопись и петроглифы VIII–II, тысячелетие до н.э.

    2. эпоха классообразования (искусство кочевников, полукочевников, земледельцев-охотников): наскальная живопись, петроглифы, скульптура, прикладное искусство, I тысячелетие до н.э. – II тысячелетие н.э.

    3. раннеклассовые общества (искусство придворных мастеров, художественная продукция специализированных цехов): скульптура, живопись, прикладное искусство, II тысячелетие н.э.

    4. современная эпоха (народные мастера, художественная промышленность, профессиональные художники): десакрализованное народное искусство, массовые ремесленные художественные изделия, современное профессиональное искусство, конец XIX–XX в.

Мировоззрение
  • Большинство африканских культур основано на вере в мужское божество, духов предков и сверхъестественные силы. Из Африки в Северную Америку и на Гавайи был завезен один из самых "страшных языческих культов" — культ Вуду.

  • Вуду — полноценная древняя религия со своим "богом-отцом", которого окружают другие многочисленные божества. Они так же то добры, то злы, то милостивы, то коварны, то глухи и немы, то назойливы и сварливы. Как и божества греков они находятся где-то рядом с людьми и требуют внимания и поклонения.

    Голова антилопы Bruno Tilley Jeane Coutt

    Головной убор танцоров,
    символизирующий антилопу,
    племя Чи-вара, Мали

    Bruno Tilley,
    «Электрическая
    африканская женщина»

    Jeane Coutt,
    «My Brothers Keeper»

  • Любые несчастья, постигающие африканцев, вызваны либо гневом богов, либо насланным на нас колдовством. Помочь могут обереги, талисманы, амулеты, отгоняющие злую волю, мази, делающие тело неуязвимым. Или же защитят жертвы, принесенные богам, и празднества, проводимые в их честь. Впрочем, культ вуду не только защищал, но и помогал расправиться с врагами. Для этого изготовляли куклу врага и расправлялись с ней. Кукле придавали не только портретное, но и телесное сходство с жертвой: к ее фигурке приклеивали волосы или кусочки ногтей, срезанных у будущей жертвы.

Наскальная живопись
  • В середине IV тысячелетия до н.э. у африканцев происходит расцвет наскальной живописи. К середине III тысячелетия появляются очевидные признаки стереотипизации. С этого момента, который совпадает с началом последнего засушливого периода Сахары, в наскальном искусстве постепенно усиливается тенденция к стилизации, а затем и схематизации. Среди наскальных изображений раннего периода представлены стилизованные изображения слонов, крокодилов и других диких животных, чаще всего встречается антилопа.

    Носорог Жирафы

    Южная Африка,
    фото Девида Колсона

    Жирафы, Ливия,
    фото Девида Колсона

  • В наскальном искусстве Южной Африки наряду с реалистическими изображениями людей, животных, довольно часто встречаются отдельные фигуры и целые композиции, по видимому не являющиеся отображением конкретных предметов. Чаще всего эти круги и овалы неправильной формы, заполненные рядами черточек или широкими мазками краски разного цвета.

  • Если на начальных этапах развития наскального искусства преобладают отдельные, не связанные друг с другом изображения животных, выполненные силуэтно одним цветом, то позже живопись становится двухцветной, появляются массовые сцены, композиции, построенные с соблюдением основных законов перспективы. Примерно с середины II тысячелетия до н. э. появляется полихромная живопись. Композиции усложняются: появляются сцены охоты, собирания злаков, сцены отдыха, в которых можно видеть мужчин, женщин и детей, сидящих возле хижины, и т. д.

    Наскальное искусство Петроглифы Петроглифы в Сахаре

    «Африканское
    наскальное искусство»,
    студия Санни Дениэлса

    Дизайн
    тканевой драпировки
    «Karakulia Namibia»

    Наскальные рисунки в Сахаре,
    6000 до н.э.

  • Затем существенно усиливается динамизм, составляющий яркую особенность бушменской живописи. Он проявляется в стремительности линий и силуэтов, в активном движении, которым охвачены фигуры людей и животных, в том, что главный акцент композиций делается на действии. Вместо культовых и охотничьих сцен все чаще появляются картины сражения, в которых низкорослых бушменов, вооруженных луками и стрелами, легко отличить от их противников – высоких, широкоплечих людей, прикрывающихся круглыми щитами и размахивающих копьями.

  • Многие из наскальных рисунков отличаются поистине ювелирной техникой, они выполнены тончайшим врезанным контуром, имеющим в сечении V-образную форму, для нанесения которого использовался остро заточенный инструмент из очень твердого материала.

    Марки Музей Афрки Lisa Wendt

    Африканские наскальные рисунки
    на французских почтовых марках

    Музей Южной Африки,
    панель с петроглифами

    Современная декоративная
    работа «Рыбак»,
    Lisa Wendt

  • В зависимости от региона Африки техника исполнения петроглифов сильно варьировалась, однако цель у художников была одна и та же: сделать образ более иллюзорным, легко читаемым. Для этого прежде всего необходимо было выделить массу фигуры, отделить ее от фона, которым в обоих случаях является необработанная поверхность камня.

Черное дерево
  • Африканское черное дерево - африканский эбен - со времен Древнего Египта считалось драгоценностью наряду с золотом и слоновой костью. От всех других его отличает долговечность, необычно высокая для дерева твердость и способность к полировке до зеркального блеска; в наше время самое красивое, дорогое и редкое дерево в мире.

  • К числу наиболее представительных в Западной Африке художественных скульптурных стилей принадлежит искусство догонов, бамбара, сенуфо и др.

  • Для скульптуры характерны относительная натуралистичность, отсутствие зооморфных и фантастических элементов, тенденция к сохранению пропорций, близких к естественным.

    Скульптура догонов Маска Muroora

    Габон, XIX век

    Декоративная псевдо-эбеновая
    африканская племенная маска

    Современная работа
    "Muroora (падчерица)",
    Newman Chicuni, Замбия

  • Догоны считаются создателями древнейшей африканской скульптуры. Скульптура, называемая теллем, высеченная из твердых пород дерева, представляет собой серии масок и статуэток, среди которых четко различаются женские, мужские и зооморфные изображения. В стиле теллем сочетаются строгая архитектоника и острая экспрессия: истерические жесты фигур контрастируют со строгими, монументальными формами.

  • Эта прикладная пластика отличается угловатыми «кубистичными» формами деревянных статуэток. Их трехмерность подчеркнута резким контрастом света и тени. Архитектоника выявляет конструкцию фигуры – основные объемы, сочленения, соотношение частей.

  • Статуэтки бамбара – это преимущественно женские изображения с гипертрофированной грудью и столбообразным туловищем. Они как бы составлены из отдельных, самостоятельных объемов: согнутые в коленях ноги заканчиваются прямоугольными ступнями, цилиндрическое туловище переходит в широкую грудь, свободно свисающие руки не имеют кистей; цилиндрическая шея, голова, составленная из ограненных объемов, плоское лицо с массивным, резко очерченным носом.

    Скульптура догонов Искусство до-догонов Скульптура догонов Яруба

    Скульптура догонов,
    XVII–XVIII столетия,
    Мали

    Скульптура,
    предшествующая
    искусству догонов,
    вторая половина XV –
    первая половина
    XVII века, Мали

    Скульптура догонов,
    XVI век, Мали

    Африканская
    скульптура

  • Существуют и менее условные статуэтки, изображающие женщину с ребенком или сидящую фигуру, поддерживающую руками грудь. Формы таких статуэток округлы, сочленения более плавны, а пропорции фигур близки к естественным.

  • В традиционной скульптуре сенуфо варьируются в основном четыре сюжета: стоящая женская фигура с корзиной на голове, женщина, сидящая на табурете, всадники и так называемые дебле – большие стоящие фигуры с массивным цилиндрическим цоколем.

  • Эволюция скульптуры в общих чертах следует то же тенденции, что и наскальное искусство. При этом формы позднейшей традиционной скульптуры достигают уровня пластической идеограммы, сопоставимого с уровнем поздних идеографических наскальных изображений.

Ритуальные маски
  • В начале 20-го века художники в Европе открыли для себя мир африканской скульптуры и масок и были потрясены их неистовым примитивизмом.

  • Вся жизнь африканских племен пронизана уверенностью в существовании параллельного мира духов. Каждое дерево, животное, гора имеют своего духа - дружелюбного или враждебного. Полно кругом духов болезней и несчастий, умерших предков, продолжающих приглядывать за оставшимися, духов мужской или женской сущности. Овеществляя их, африканец вырезает маску. Он тщательно раскрашивает маску, украшает бисером, пучками волос и травы.

  • Маска дает чувство защищенности. Африканские танцоры, нося маски и выступая против темных духов, были уверены, что в безопасности - дух не видит их лица - и не может им навредить.

    Леопард Антилопа Мбоа

    Кулон-леопард,
    вероятно XVII век,
    тисненая латунь с медной
    икрустацией,Нигерия

    Головной убор в виде антилопы
    одного из народов,
    населяющих Мали

    Древняя маска
    племени Мбоа,
    северо-восток Конго

  • Африканские маски соединяют черты человека и зверя или нескольких животных – хобот или клюв может сочетаться с длинными рогами. Для одних масок главное – отвлеченная символика: дом на макушке маски-наголовника означает у догонов мироздание; другие тяготеют к шаржированной портретности – таковы маски маконде в Танзании, с их вставленными зубами, инкрустированными металлическими зрачками, шевелюрой из меха различных животных. У племен гуро и бауле распространены маски-перевертыши: с одной стороны посмотришь – человеческий профиль, с другой – звериная морда. Сплетенные из тростника или лыка, вырезанные из цельного куска дерева или составные, в бахроме из волокон рафии, ниспадающей на лицо танцора, маски предназначены для сведущего зрителя, воспринимающего их целиком и во всех составляющих их деталях.

  • Узоры на масках вырезаются и покрываются краской, либо просто расписываются, либо выкладываются из бусин и ракушек. Каждый орнамент означает нечто символическое. Зигзаг - тропу предков. сложный путь по которому нужно пройти с достоинством, чтобы духи умерших предков были тобой довольны. Шахматный орнамент означает двойственность мира, противостояние добра и зла, невежества и знания, мужского и женского начала.

Придворное искуство
  • Придворное искусство создавалось ремесленниками-профессионалами. Его отличает широкое использование долговечных материалов, в первую очередь металла, а также камня, обожженной глины и слоновой кости. Элитарный характер этого искусства, отразившийся в создании большого числа разнообразных символов власти, предметов роскоши, скульптурных изображений, вплоть до портретов обожествленных правителей, резко отличает его от традиционного искусства и сближает с искусством профессиональным. Очаги придворного искусства, представляющие собой высшие точки художественного развития в доколониальной Тропической Африке, прямо связаны с появлением государственных форм, зарождением аристократии, усилением централизованной власти, потребностями двора.

    Нож Куба Нож Мангбету Wearable Studio

    Нож племени Куба,
    Конго,
    железо, дерево, медь

    Нож племени Мангбету,
    Конго,
    железо и дерево

    Африканская маска ручной работы,
    Wearable Studio

Африканский стиль
  • Африканский стиль является воплощением динамики, экспрессии, бьющей через край жизненной энергии и мощной сакральной энергии.

    Африканка Keronce R. Sims Lanarte

    без названия,
    Keronce R. Sims

    Женщина африканского
    племени, гобелен,
    Lanarte

  • Цвета Африки - яркие, теплые, порой даже жаркие, - напоминают африканские пустыни и саванны. Это в первую очередь цвета пламени: оттенки красного, желтого, оранжевого, кирпичного, а также все оттенки коричневого: от песчаного, палевого и терракотового до цвета обугленного дерева. Широко искользуется контраст красного и черного. Оливковый и цвет топленого молока словно противостоят "обжигающим" солнечным и "жженым" оттенкам.

    Гравюра Постер KimitDesign

    Постер

    Африканское сафари
    роспись на стене,
    KimitDesign

  • Африка – это первобытность, природность, опасность. Визитной карточкой черного континента выступает «большая пятерка»: слон, лев, леопард, носорог и буйвол. В дизайне нередко используют этих животных, а также текстуры, имитирующие шкуры диких зверей, в том числе жирафа и зебры.

    Ваза Полка Диван

    Сафари-ваза

    Полка в виде слона

    Диванные накидки

  • Африканский акцент делают природные, экологически чистые материалы: древесина палисандра, сандала, венге, эбеновое и красное дерево, глина, бамбук и ротанг.

  • Дизайну в африканском стиле свойственен экспрессионизм, геометризм, натурализм, схематизация. Обычно это достигается через стилизацию под наивное искусство.

    Инициация

    Ящики для растений,
    Pamalex Effects

    "Инициация",
    гобелен

  • Шрифты в африканском стиле:

    Шрифт African Шрифт Amandungu

    Шрифт African

    Шрифт Amandungu,
    Saki Mafundikwa,
    Танзания

  • Web-дизайн в африканском стиле стиле:



Источники:
    1. www.krugosvet.ru - Африканское искусство.
    2. www.znanie-sila.ru - Кровавые жертвы Вуду. Зайцев.А
    3. www.historic.ru - Когда в Сахаре зеленели луга.
    4. www.alta-d.ru - Африканский колорит
    5. От маски к маскараду. Булгаков А.