|
В руках у нас то чаша, то Коран,
То праведность нам ближе, то обман,
Так и живем в подлунном нашем мире
Полугяуров, полумусульман.
(Омар Хайям)
Культура
-
Под средневековой арабской культурой подразумевают культуру племен,
населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и
восприняли ислам. К началу VIII в.н.э. арабы подчинили себе Иран, Ирак, Сирию, Палестину, Египет, часть
территории Северной Африки, Закавказья, Испании. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев,
и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура осталась единой. На основе
создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции завоеванных народов обогатили друг
друга. Наибольший расцвет арабской средневековой культуры приходится на VII – IX вв.
Архитектура
Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для
молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало
"дворовому", или "колонному", типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638)
и Фустате (40-е гг. 7 в.).
Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой
архитектуре арабских стран и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии,
Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет
восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691). В дальнейшем куполами завершают различные
культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.
С 13 в. до начало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано.
Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др. В монументальной архитектуре этого
времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место
грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются
высокие барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется
инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети:
Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).
 |
 |
 |
Валетта, Мальта. Пример влияния барокко на арабскую культуру, оказанное в период пребывания на острове воинов Ордена св. Иоанна Иерусалимского, 1530-1798 гг. |
Интерьер медресе, Самарканд |
Андалузия, михраб (молельная ниша) |
Мечети строились следующим образом. В плане они имели прямоугольные очертания.
Перед входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном
посередине (для омовения правоверных); мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и
стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. Собственно храм состоял из одного или
нескольких нефов и михраба — ниши, иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения,
стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или
пюпитра) молились верующие. Архитектонические элементы мечетей следующие: арка различных, чаще подковообразных,
форм, купол на квадратном основании; нередко, особенно в начальный период арабского господства на ближнем
Востоке, при постройке мечетей устанавливались колонны, взятые из старинных римских и вестготских зданий.
 |
 |
 |
Мечеть Jame'Asr Hassanil Bolkiah, Бруней |
Мечеть Jame'Asr Hassanil Bolkiah, Бруней |
Андалузия |
Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали
стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения
в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись
задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости
же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку
живость и яркость. Арабы редко применяли для построек камень; они предпочитали обожженный кирпич и цемент.
В гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и
конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. Жилые дома имели
центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине. Почти всегда дома имели лишь один этаж и лишены были
окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад.
 |
Бруней |
В городах улицы прокладывались узкие и делалось это либо для того, чтобы
в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам побольше земли для сада
и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом,
различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.
Культура быта
Так как большая часть арабских стран расположена в жарком климатическом
поясе, основной задачей при постройке жилищ у людей было спастись от невысимой летней жары.
Комнаты в домах были практически пусты. Из мебели имелся лишь сундук,
используемый для хранения одежды, и множество подушек. Стульев, конечно же, не было – сидели прямо на полу,
в связи с чем коврам придавалось такое огромное значение. Стол вносили только во время еды, уже накрытым,
причем часто он представлял собой цельную плиту из красивого поделочного камня или редкого сорта дерева.
 |
Небольшой стол, 17 век, золото, эмаль, драгоценные камни |
Общее стремление жителей Азии к роскоши повлияло в то время и на арабов.
Побеждая, они стали пользоваться ремеслами побежденных. Заведя новые торговые отношения, из Китая и Индии
арабы получали редкие материи и ткани, из России – меха, из Африки – шкуры, павлиньи перья, слоновую кость,
из Испании – золото и драгоценные камни. Местное мануфактурное производство шелковыми, льняными, бумажными
пряжами и тканями совершало чудеса. Арабы первые ввели опрятность в одежде, употребляя нижнее, моющееся
платье из полотна.
После завоевания арабами Пиренейского полуострова и образования там нового
халифата, столица Кордова, ставшая и резиденцией нового халифата, быстро преобразилась и достигла под
управлением арабов высшей степени благосостояния. Все улицы города были отлично вымощены и освещены горевшими
фонарями. Жилища арабов с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады
воды, цветные стекла – такой роскоши европейцы еще не видывали. Роскошь арабов доходила до того, что зимой
комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых
иные умещали более тысячи огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости,
стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями.
Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые
ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники
и зверинцы.
 |
 |
Утварь арабов обычно отличалась большой роскошью. В домах было много ковров,
циновок из тростника, больших канделябров, диванов и подушек, крытых богатыми материями, шелковых занавесей
и т. п. Все это способствовало развитию ряда важных отраслей ремесла. Арабы не имели кроватей и спали на
коврах или больших подушках, которые на день убирались в шкаф.
Декоративное искусство
Влияние ислама негативно отразилось на развитии арабской культуры
живописи и скульптуры. Отвращение от идолов исключило возможность создания какой бы то ни было животной
формы; арабы раз и навсегда отреклись от видимого изображения Бога. Как народ богато одаренный, оказавшись
лишенным огромной отрасли художества – скульптуры и живописи, весь разгул своей фантазии он реализовал в
архитектуре и орнаменте.
В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному
мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей
арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, -
это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной
художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент - каллиграфически исполненные надписи,
включенные в декоративный узор.
 |
 |
 |
|
Современный логотип, разработанный Hobok |
Обложка книги, пример исламского искусства |
Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре
(резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и
особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.
 |
 |
Пример исламского декоративного искусства |
Гравировка на серебре |
Большого развития достигли керамика и ювелирное дело. Если иметь в виду
наиболее характерные типы арабских керамических изделий, то художественную керамику придется отнести к более
позднему периоду. Уже после падения халифата широкую известность приобрели глиняные блюда и кувшины с
характерным металлическим блеском, которые изготовлялись в различных пунктах, и особенно в Валенсии и на
Майорке (отсюда название майолики, данное этим изделиям).
 |
 |
Гравировка по меди, серебру, латуни, древнеиранским методом |
Искусство выделки оружия арабы застали в самом разгаре. Дамасская сталь
уже была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией
стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило
ценность оружия во много раз. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены
художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством
отличаются изделия 12-14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии.
 |
 |
 |
 |
Лампа для масла, предположительно созданная в Сирии или Египте. Богатый
узор эмалью выполняет две функции: информационную и декоративную |
Арабская латунная астролябия, Севилья, южная Испания |
Латунный подсвечник, инкрустированный серебром. Техника древнеарабского
кругового узора |
Древнеарабский глобус звездного неба |
Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани
- сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры.
Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией.
Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором.
Любимым цветом арабов был красный – это был цвет женщин, детей и радости;
белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет
презирали.
Орнамент
В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический
– "гирих" и растительный – "ислими". Как правило они употребляются порознь. Но могут быть использованы
вместе.
"Гирих" – в переводе с арабского означает "узел". Строится гирих на
"сетках", образующих "узлы". Все построение его сводится к нахождению основной фигуры и ее точного
местонахождения на "сетке". Иногда одна орнаментальная сетка как бы накладывается на другую. В основе
построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, правильное его деление на части, с помощью которых
производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника. Иначе говоря, гирих создается с помощью
циркуля и линейки.
 |
Обложка "Тысячи и одной ночи" (фрагмент), Буртон, 1890 г. |
В композиции гириха соседствуют и соперничают между собой десятки
разнообразных геометрических орнаментов, полученных от многократного наложения многоугольников друг на
друга, многоугольников на круг, и т. п. Любой гирих выверен математически, построен согласно рациональному
порядку, который дает возможность создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта.
 |
 |
|
Пример схемы построения орнамента |
Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял
из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного
характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: "куфическим", прямоугольными
буквами арабского письма и "насх" (скорописным почерком). Отдельные элементы растительного узора служили
для заполнения фона орнамента из геометрических фигур, а также для решения более самостоятельных задач.
В так называемом "цветочном стиле" философы средневекового Востока
видели возможность, пусть даже в сказочной, "неземной" форме, выражать мечты человечества о покое,
красоте, счастье.
На рубеже между растительными и геометрическими орнаментами стоят
некоторые фигуры: медальоны. Розетки, фигурные арочки, мадохили, каймы. Кроме них, арабский орнамент
использовал и другие мотивы: зооморфные, мифологические (крылатые животные), астральные (луна, солнце,
звезды), животный эпос древности, сцены охоты, священное древо жизни.
В архитектуре арабов были распространены так называемые сталактиты
– сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек. Сталактиты выполнялись из гипса,
терракоты и создавали исключительно тонкую игру светотени. Деревянные ножки, спинки, локотники
немногочисленных форм мебели обрабатывались с применением различных геометрических типичных для арабов
орнаментальных мотивов, среди которых самое видное место занимала стрельчатая пологая арка.
 |
 |
 |
Андалузия |
Мечеть Tamoi, Бруней |
Мечеть Jame'Asr Hassanil Bolkiah, Бруней |
Каллиграфия
В Иране, как и в других мусульманских странах, высоко ценилась
каллиграфия — искусство художественного письма. Написанное слово получает значение талисмана, а процесс
письма превращается в магическое действо. Известно, что ранние Кораны были написаны почерком, получившим
название куфи. В дальнейшем складывается традиционная арабская шестерка почерков (ситта). На основе шести
арабских классических почерков с их прямолинейными и криволинейными начертаниями букв в Иране были
разработаны свои почерковые стили, которые в течение нескольких столетий совершенствовались и отшлифовывались.
С конца XIV века особенное распространение получил почерк наста'лик, привлекающий, как и каллиграфия в
целом, особой гармонией линий и тщательностью исполнения.
 |
Калиграфическая карточка |
Арабский стиль
Главные характеристики арабского стиля – узорчатость, использование
специфических каллиграфических узоров, арабесок, оформление элементов при помощи арабского алфавита.
Знаковые формы стиля – купол, арка, сталактит.
 |
Современная серебряная вилка в иранском стиле |
В оформлении и дизайне позволительна роскошь, использование большого
количества мелких элементов, сплошное покрытие поверхностей узором и резьбой.
Арабский стиль в оформлении логотипов, постеров, сайтов:
Сайт в арабском стиле:
В современной поп-культуре неотъемлемой частью представлений об арабской
культуре являются сказки "1000 и одной ночи". Легенды о джинах, томных бархатных арабских ночах, дворцах
Багдада нашли отражение в мультипликации "Аладдина", компьютерных играх "Принц Персии", создав новый
дерзкий образ средневекового Востока в западной культуре.
 |
 |
 |
Мультфильм "Аладдин" |
Игра "Принц Персии: Пески времени", UBI Soft |
Игра "Принц Персии: Пески времени" |
|
|