-WERTICAL-
Самая высокая гора на Земле - погасший вулкан Мауна-Кеа (Гавайи). Высота от подножия на дне Тихого океана, до пика - 10 203 м. В 1970 году на его склоне построили самую высокогорную обсерваторию в мире. Так люди достигали предельных целей, найдя свою ВЕРТИКАЛЬ.
  web-студия  
   


 
 
Кельтская стилистика
 
 

Мерлин знал о волшебстве больше всех живших до него
И больше, чем люди когда-либо узнают.
(Спенсер)


  • Кельтская культура - удивительный сплав раннего христианства и языческих верований - окончательно формируется к V веку до н.э. Зона её распространения охватывает Шампань, Баварию, Северную Швейцарию, Чехию. Отсюда, в V - IV веках до н.э. начинается бурное расселение кельтов по просторам Европы. Они мигрируют на запад, во Францию и Бельгию, а оттуда в Испанию и Португалию. Несколько позднее начинается выселение кельтов на Британские острова.

    Marc Potts Christophe Vacher Стоунхендж

    Marc Potts, "Rapture"

    Christophe Vacher, "Endless Dream"

    Эскиз Стоунхенджа

  • К тому времени кельтская культура и построение общества, а также образ жизни, законы, боевые обычаи и прочее начинают сильно напоминать свои индийские аналоги. Кельтское изобразительное искусство стоит уже очень далеко от примитивности, но в то же время сильнейшим образом отличается, скажем, от греческого искусства своей заметной и явно намеренной и осознанной абстрактностью, парадоксальностью, мрачностью. Практически во все периоды своего отдельного существования кельты заметно выделялись своей религиозностью и сакральностью.

Мировоззрение кельтов
  • Данные о мифологии континентальных кельтов (а также кельтов доримской Британии) весьма фрагментарны - черпаются преимущественно из археологических источников (статуи, рельефы с изображением божеств, остатки культовых сооружений, надписи с посвящениями, надгробными эпитафиями, монеты). Единственные мифологические системы кельтской мифологии, получившие связное освещение в повествовательных памятниках местных традиций, - ирландская и валийская (кельтов полуострова Уэльс, Великобритания.

  • Пространственная картина мира разработана в кельтской мифологии преимущественно плоскостно. В вертикальном же ее членении основную роль играет мировое древо. С мировым древом связан мотив источника, встречающийся в ряде традиций, главным образом ирландской. По одной из них, источник, вытекающий из Сид Нехтан и дающий начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии), относится к потустороннему миру и заключает в себе божественную мудрость. Дерево орешника, стоявшее подле него, роняло иногда в источник орехи, которые, попадая в Бойн, давали отведавшему их полноту знания. Стихия воды, воплощенная в источниках, оценивалась безусловно положительно, тогда как стихия окружающего океана (особенно в восточном, северном и северо-западном направлениях) представлялась враждебной, связанной с демоническим началом.

  • Модель миропорядка, его неизменности, и обряды, необходимые для его поддержания символизируют мировые древа crann bethad и их воплощения - центральные столпы Bruiden.

    Дерево Жизни Duir – Oak

    Кельтское
    Дерево Жизни

    Художественная работа
    «Duir – Oak» («Друид - Дуб»),
    Lisa Laughy

  • Кельтскому обществу характерна теснейшая взаимосвязь королевской власти и общего миропорядка, а также большое количество знамений, прямо связанных с этим. В сагах часто встречается столь характерный для индийской мифологии мотив огромной силы Правды (ирл. fir flatha).Это также в первую очередь касалось именно короля, он был связан этим как никто другой, и в сагах неоднократно встречаются описания несчастий, обрушивающихся на страну в случае нарушения королем этого принципа. С этим напрямую перекликается и другая ирландская традиция - ужасные последствия сатиры друида (ирл. drui),а позже - поэта (ирл. fili),следующей за любым несправедливым решением какого-либо вождя.

Друидские атрибуты кельтской культуры
  • Друидизм считается общепризнанной религиозной системой древних кельтов. В основе слова "друид" лежит корень "ДР", означающий в некоторых арийских языках дерево и в первую очередь - дуб.

  • Считается, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям. Древние литературные свидетельства говорят о потрясающей власти друидов над стихиями: землей, водой, воздухом, огнем. Друиды были врачами и целителями. Они знали тонкие свойства лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже присутствием.

    Друид Друид

    Монумент «Друид»
    в Чикаго

    Друид,
    иллюстрация

  • Кельтский крест, иногда называемый крестом Ионы или круглым крестом. Круг символизирует как солнце, так и вечность. Этот крест, который появился в Ирландии до 8 века, возможно, происходит от "Хи-Ро", монограммы из написанных по-гречески первых двух букв имени Христа, что стало предпосылкой распространения креста как символа Христа. Часто этот крест украшается резными фигурами, животными и библейскими сценами, такими, как грехопадение человека или жертвоприношение Исаака.

    Кельтский крест Кельтский крест Кельтский крест Кельтский крест

    Кельтский крест в Новом Орлеане,
    штат Луизиана, США

    Кельтский крест
    в Кливленде

    Оригинальный дизайн
    кельтского креста
    под названием
    "Spring Cross"

    Кельтский крест,
    Англия

  • Одним из элементов друидического культа было почитание священных деревьев: дуба с растущей на нем омелой, тиса, березы, рябины, яблони и др. До сих пор во Франции и Испании есть населенные пункты, которые восходят к древним обозначениям почитаемых кельтами деревьев: на этих местах в древности находились святилища или священные рощи.

  • Так же широко был распространен культ камней и скал. В некоторых странах до сих пор существуют сохранившиеся с древних времен груды камней (в Ирландии они носили специальное название "карн") и одиночные или парные огромные валуны, поднятые над землей, а также дольмены (древние погребальные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого каменной плитой), менгиры (вертикально врытые в землю камни) и кромлехи (культовые сооружения в виде круговых оград из огромных камней), которые отмечали священное место.

    Кромлех Дольмен Менгир

    Кромлех, Португалия

    Дольмен, окруженый
    плохо выраженным кромлехом,
    Северо-Западный Кавказ

    Менгир
    «de Pleumeur Bodou»

  • Христианство не восстало против культа камней - точно так же, как не восстала в свое время против него и религия древних кельтов, перенявшая этот культ у местного населения, жившего на территории Галлии еще до переселения туда кельтских племен. Как доказали археологи, дольмены, менгиры, кромлехи и другие мегалитические (от греч. "мега" - "большой" и "литос" - "камень") сооружения были построены еще до заселения Галлии кельтами. До сих пор точно не известно, кем были эти "строители мегалитов", однако исследования показали, что их язык не был близок ни к одному из древних индоевропейских языков и их духовная культура также была весьма своеобразна.

  • Самые древние сохранившиеся на территории Европы сооружения - Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии, насчитывающие несколько тысячелетий, - были созданы этими неизвестными "строителями мегалитов" и представляют собой храмы Солнца и Луны.

Культура быта
  • Кельтское искусство на британских островах пышно расцветало именно в то время, когда уже миновала его кульминация на континенте, где оно постепенно приобретало форму массового производства среднего качества.

  • Не монументальная скульптура и архитектура, а художественное ремесло стало основной отраслью кельтского искусства, которое внесло крупнейший вклад в развитие Средней и северной Европы. Виртуозная техника обработки с самого начала сочеталась с особым тяготением к орнаментике и создавала изделия непреходящей ценности.

    Ваза Шкатулка Упоры для книг

    Teresa Richards-Marshall,
    кельтская ваза

    Кельтская шкатулка,
    полированная бронза

    Упоры для книг

  • Еще перед концом 5 века в кельтском искусстве появляется мотив человеческой маски, иногда увенчанной двулистной короной и сопутствующий ему мотив так называемых «рыбьих пузырей». Мотив маски был, без сомнения, заимствован в Средиземноморье и в кельтской среде прошел различные стадии развития — от форм преувеличенно безобразных к более естественным. Кельтские маски не представляют собою верных изображений богов или героев и не всегда предназначались для человеческого лица. Они скорее символы, служащие культовым целям, сильно стилизованы и часто по размерам гораздо меньше человеческого лица. Кроме того, к нему прибавился мотив "рыбьего пузыря", как очень характерный кельтский мотив, долго потом пользовавшийся популярностью и заимствованный также кельтскими скульпторами.

    Маска Маска Маска

    Маска Зеленого человека - один из самых ярких мотивов кельтской мифологии. Часто использовался
    в украшении древних церквей и соборов.

  • Кельтское ювелирное дело, чеканка и литье металлов вскоре начали развивать и новые мотивы. С юга были заимствованы некоторые растительные орнаменты, особенно листовидные пальметки, завитки и цветы лотоса, которые позже комбинировались с рисунком в виде буквы S (S-образные), образующим различные лировидные узоры, особенно типичные для кельтского искусства. Эти S-образные узоры, располагаемые рядом или соединенные друг с другом,иногда образуют сплошной ряд, а иногда два S-образных рисунка соединяются и образуют основной мотив S-образной лиры, часто комбинируемый еще с пальметами — так называемые лировидные пальметки.

  • Равно и спираль чем дальше, тем больше проникает в кельтскую орнаментику. Ею пользуются в различных комбинациях. Она неустанно изменяется, становится массивней, набухает, приобретает пластичность и трубкообразно расширяется. Возникают правовращающиеся и левовращающиеся формы, которые в период расцвета кельтского искусства составляют весьма сложные композиции, иногда плоские арабески, иногда рельефно подчеркнутые членистые формы, вихревые схемы и трех-плечные вихревые узоры (трискелес, трикветрум). Постепенно появляется новая черта в кельтском искусстве: отход от точной симметрии, являющейся наследием галштаттского времени, и переход к свободной соразмерности, а иногда даже к асимметричности.

    Украшение Звезда Кольцо

    Украшение
    в кельтском стиле

    Джефри Вудз,
    кельтская звезда

    Кольцо в кельтском стиле,
    титаний

  • Кельтская орнаментика постепенно была доведена до необыкновенной виртуозности путем соединения масок различного характера, каплевидных и пузыреобразных узоров, спиралей, лирообразных рисунков и улиткообразных мотивов в продуманные композиции. Одновременно достигают высокого уровня и различные способы художественной обработки металлов, что проявляется не только в литье и чеканке, но и в ажурных и инкрустированных кораллом и эмалью изделиях. И клювовидный кувшин 4 века из Басе-Юте (Мозель), уже является не привозной, а весьма совершенной кельтской работой, одним из лучших изделий кельтской торевтики. Рельеф, пластика и гравировка здесь комбинируются с инкрустацией кораллом и эмалью. Ручке кувшина внизу придана маскообразная форма, вверху — форма звериной, вероятно, волчьей головы. Его узкая форма несколько напоминает клювовидный кувшин из Галлейн-Дюррнберга (Зальцбург), также относящийся к 4 веку, богато украшенный как пузыреобразными мотивами и пальметами, так и человеческими головами и звериными фигурками.

  • Как сообщает Диодор, кельтский народ любил пеструю одежду, ткани в полоску и клетку. Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого качества и с пестрыми узорами. В латенское время женщины любили украшать одежду цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками, как в древние времена.

Письменность
  • Кельты пользовались огамическим письмом - алфавитным письмом, распространенным на территории Ирландии и Великобритании и употреблявшимся для надписей на древнеирландском и питском языке.

  • Первоначально огамическое письмо состояло из 20 знаков, позже было добавлено еще 5. Форма письма: короткие и длинные черточки и точки, располагавшиеся по обеим сторонам реальной или воображаемой линии. Изобретено древними ирландцами, по-видимому, под влиянием знакомства с латинским алфавитом.

  • Буквы огамического письма представляют собой от одной до пяти насечек (длинных для согласных, коротких для гласных), нанесенных по обе стороны от ребра камня. Так, означает b, d, f, n соответственно; принцип построения знаков огамического письма напоминает современные штрих-коды.

  • Происхождение огамического письма, как и рунического, не вполне ясно. Возможно, первое развивается из последнего, поскольку рунические и огамические надписи часто встречаются на одном и том же камне, или же обе эти системы представляют собой латинский алфавит, переписанный другими знаками, подобно тому как Брайль переводит его в систему выпуклых точек, а азбука Морзе – в систему точек и тире.

  • Вместе с христианской религией странствующие монахи-миссионеры распространяли и христианское письмо. Таким путем полуунциальное письмо перешло в VI столетии в Ирландию, а оттуда на Британские острова. Римский курсив был совершенно неизвестен в этих станах, поэтому полуунциальное письмо там имело своеобразную форму, иную, чем на материке.

    Шрифт Манускрипт Шрифт Кулон

    Шрифт Kelt,
    Adam Hayes and
    Nick Hayes

    Унциал, использованый
    в Книге Кельтов (Book of Kells)
    – религиозном манускрипте, созданном
    в 9-том веке в Британки.
    Сейчас манускрипт находится в Музее
    колледжа Святой Троицы, Дублин, Ирландия

    Шрифт KeltRound,
    Adam Hayes and Nick Hayes

    Ирландский сувенир,
    кулон, золото
    и серебро

  • Ирландско-англосаксонское письмо заимствовало многое и от рун и огамических символов и от греческого капитального письма, поэтому округлые буквы преобразовывались часто в угловатые и надломленные. В слитных буквах – лигатурах, - образованных из букв капитального письма и унциала, замечается смелость выполнения, которая позже наблюдается только в русской вязи.

Орнамент
  • Историки и искусствоведы отмечают очевидную связь кельтских орнаментов с орнаментами восточных стран (Индии, Тибета) и с узорами славянскими.

    Татуировка Ожерелье Celtic Studies Татуировка

    Пример татуировки
    в кельтском стиле

    Серебряное ожерелье
    в кельтском стиле

    Дизайн Celtic Studies
    at Aberystwith

    Пример татуировки
    в кельтском стиле

  • Древние кельты верили, что человеческий дух является частицей мирового Духа. Что через множество жизней, смертей и возрождений человек проходит путь к божественному совершенству. Каждый путь — особенный, каждый путь — неповторимое переплетение событий, судеб, испытаний и преодолений. Кельтские орнаменты — это символические карты Пути. Законы кельтов строго запрещали совершенствовать или менять ключевые детали орнаментов, считая, что их дали боги.

    Логотип Буквица Татуировка Крест

    Логотип, студия Listowell
    Celtic Art

    Буквица

    Пример татуировки
    в кельтском стиле

    Кельтский
    крест

  • Каждый орнамент составлен из отдельных узлов. Каждый узел создается из отдельной нити — нити жизни. Нить жизни, нить орнамента нигде не прерывается, она переходит из одного элемента в другой, а потом, через множество переплетений, возвращается обратно. Это символ непрерывности и связи всех вещей во вселенной.

  • Не случайно один из самых древних кельтских символов — это лабиринт, символическое отображение человеческого пути. Кельтские лабиринты ведут к центру — духовному началу, которое присутствует во всем. Много позже английские и ирландские монахи использовали такие орнаменты в ранних христианских рукописях, указывая таким наглядным способом дорогу тем, кто идет по духовному пути.

  • Своим неожиданно ранним расцветом христианское искусство в Ирландии и на многих британских островах обязано местным источникам. В книжных иллюстрациях переплелись геометрический криволинейный орнамент кельтского происхождения с германскими "плетеными" изображениями животных.

Кельтский стиль
  • Цветовая гамма в кельтском дизайне мрачная и природная – коричневый, темно-зеленый, бордовый оттенки. Светлые цвета – каменно-серый и холодная гамма океана.

  • В оформлении часто используют мотив живого дерева с широкой кроной и переплетенными ветвями.

  • Но, безусловно, самым важным элементом дизайна в кельтском стиля является орнамент. Большой круглый орнаментальный элемент часто занимает центральную часть декорируемого объекта. Много места также отводится широкой плетеной рамке, и обязательно красиво выписанными кельтскими углами. Нужно отметить, что если в композиции участвует текст (например, оформление страниц книги), то само оформление зачастую занимает больше площади, чем информация.

    Janet Marshall Bradley W. Schenc

    Celtic Pheasant Fantasy
    by Janet Marshall

    "Черный пегас"
    автор Bradley W. Schenc

  • Один из наиболее известных в мире современных ирландских художников - Джим Фитцпатрик – автор ряда орнаментированных работ на тему кельтской мифологии.

    Фицтпатрик Фицтпатрик

    Джим Фицтпатрик,
    "Таилту"

    Джим Фицпатрик,
    "Путешествие Нуады
    в Потусторонний мир"

  • Плакаты в кельтском стиле Bradley W. Schenck:

    Bradley W. Schenck Bradley W. Schenck Bradley W. Schenck

    Sun Horse, Moon Horse

    Offogerty Harp

    Celtic Knotwork Journal

  • Современный дизайн в кельтском стиле:

    Традиционная шотландская
    кожаная сумка
    в кельтском стиле,
    дизайн Кинлоха Андерсона

    Обручальное кольцо,
    золото и платина,
    ручная работа

    Кольцо,
    дизайн Рея Элси

    Сумка, украшенная
    кельтским мотивом,
    дизайн
    Bradley W. Schenck

  • Сайты в кельтском стиле:

    Celtic Art DuirWaigh

    Сайт дизайнера Bradley W. Schenck

    Сайт-галерея DuirWaigh

Источники: